Результатом поездки технического директора AVENCOM в Великобританию в 2020 году стало создание “дочки” AVENCOM для участия в международных проектах. Одним из таких “выстреливших” контрактов стал проект интеграции и пуско-наладки комплекса систем безопасности (КСБ) на площадках компании SPDC в Нигерии. SPDC (Shell Petroleum Development Company of Nigeria) – совместное нефтегазодобывающее предприятие, на 55% принадлежащее нигерийской госкомпании NNPC, 30% англо-голландской Шелл, 10% французской Тоталь и 5% итальянскому Аджипу. Shell Global ещё в 2018 году задумали перевести все свои системы безопасности на платформу Genetec с интеграцией всех других систем в общий интерфейс – и в качестве своеобразного пилота выбрали своё подразделение в Нигерии.

Имея за спиной опыт работы с большинством систем проекта, AVENCOM взял на себя интеграцию, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию всего комплекса.

Масштабы внушительные – четыре удалённых площадки, две из которых условно “наземные” терминалы перекачки нефти и газа, а две другие – оффшорные платформы добычи. Системы безопасности этих площадок рассчитаны на самодостаточную работу, но при этом объединены в федерацию и данные со всех удалённых точек доступны из центрального офиса SPDC в городе Порт-Харкорт. Там же система Genetec интегрирует в себя существующие системы видеонаблюдения и контроля доступа.

К моменту включения в проект пришло понимание, что необходимо разделение на фазы развёртывания – в первую фазу вошли: система Genetec как платформа интеграции всего со всем, система обнаружения вторжений на периметр OptaSense, радары дальнего обнаружения термальные HGH и рентгеновские Kelvin-Hughes. Во вторую фазу перенесли разворачивание систем видеонаблюдения и контроля доступа, включая автоматическое распознавание номеров автотранспорта и специализированные ворота и турникеты.

Первая моя попытка попасть в Нигерию заставила меня провести лишние сутки в аэропорту Стамбула из-за неверно оформленной заявки на визу. Как оказалось, позднее, это была далеко не последняя ошибка в оформлении въездных документов, из-за чего я научился проверять все поля с точностью до символа. Но кто знает, чем ещё удивит бюрократическая машина.

Не обошлось и без привычных для нас, интеграторов, проблем. Но мы сразу нацелились показать высокий уровень компетенции как экспертов в области безопасности, так и наш опыт управления проектами. Перед началом любых работ мы составляли подробный план с указанием рисков и требований к каждой активности и назначением сроков и ответственных лиц. В процессе работ мы предоставляли ежедневные отчёты для контроля за прогрессом, а в конце каждой командировки составляли подробный отчёт о всех произведённых настройках с указанием проблем и рекомендациями по их устранению, а также общие советы по улучшению.

За время работы мы успели пообщаться с представителями вендоров из Франции, Канады и Великобритании, а также сотрудниками Shell Global из Нидерландов и Индии.

На данный момент мы сдали Заказчику центральный офис в Порт-Харкорте (пока без функционала федеративной системы), всё оборудование первой фазы в нефтегазовом терминале Форкадос, а также подготовили оборудования для терминала на острове Бонни. В ближайшее время ожидается выезд для проведения нескольких сессий тренингов для персонала Заказчика по администрированию и эксплуатации комплексов систем безопасности. Впереди ещё визит на остров Бонни, две оффшорных платформы и целая вторая фаза всего проекта. Ожидаемое время завершения проекта – 2024-25 год.

P. S.

Мобилизация на такие удалённые от нас площадки – отдельный челлендж. В последний раз мой путь домой выглядел так — вертолётом Форкадос → Порт-Харкорт, далее самолётами Порт-Харкорт → Лагос → Стамбул → Астана → Алматы → Уральск.

Евгений Грицан